Блог о путешествиях и мероприятиях | Leto Yachting&Catering

Гибель парохода Императрица Ирландии. Часть 2.

Через 2 дня после трагедии, корабль Леди Эвелин шел к берегам Квебека с приспущенным флагом. На борту находилось около 200 трупов, уложенных в деревянные ящики. На берегу их ждала процедура опознания.
Эмигранты на борту Императрицы Ирландии
Эмигранты на борту Императрицы Ирландии
Первая часть истории для тех, кто пропустил ее здесь:
Речное кораблекрушение, погубившее больше 1000 жизней. Будь проклят, капитан!
Углевоз Сторстад был арестован именем британской короны сразу же после прибытия в порт. Канадская общественность была готова растерзать капитана Андерсона и мгновенно окрестила углевоз "пароходом-убийцей". Пресса подробно описывала момент ареста судна. Маршал полиции поднялся на борт Сторстад, чтобы прибить приказ об аресте судна на деревянную дверь рубки парохода, но у него не оказалось под рукой молотка, и он попросил жену капитана снять башмак, каблуком которого и прибил приказ на положенное место. Капитан Андерсон был вынужден просить защиты у полиции Квебека, чтобы обеспечить безопасность для экипажа своего судна.
Сразу же после гибели лайнера, 29 мая, капитан Кендалл, закончив спасательную операцию на шлюпке, поднялся на борт "Storstad", где состоялся такой разговор.
— Вы капитан этого судна? — спросил Кендалл.
— Да,— ответил Андерсон.
— Вы потопили мой корабль! Вы шли полным ходом в тумане! — продолжал канадец.
— Я не шел полным ходом,— отрезал Андерсон.— Это вы шли полным ходом!
— Нет, не шел! — вскричал капитан "Empress of Ireland".— Если бы я шел, вы бы меня никогда не ударили.
Сказав это, Кендалл ушел с мостика в штурманскую рубку, с ним случился нервный припадок.
Все цитаты взяты из книги Льва Николаевича Скрягина "Как пароход погубил город". Спасибо комментатору из предыдущей статьи, что помог определить правильный первоисточник. Остальная история пересказана моими словами и адаптирована под современного читателя.

На суде перед допросом капитанов, были допрошены 59 свидетелей, показания которых заняли больше 600 листов протокола. Капитаны же обоих судов давали практически противоположные показания, доказать которые не мог никто. Записи в судовых журналах не делались и не были внесены после крушения. Капитан Кендалл утверждал, что при столкновении его судно не имело хода, однако капитан Андерсон свидетельствовал, что Императрица Ирландии имела значительный ход. Ни один экипаж не смог доказать, что их судно сделало тот или иной поворот и подало нужное количество гудков. Споры в суде разгорались все жарче.
Фото из газет того времени
Фото из газет того времени
По итогу суд выяснил, что старший помощник капитана углевоза, видел движущуюся в тумане Императрицу и остановил двигатели своего судна. Однако на малом ходу Сторстад стал неуправляемым и помощник дал "малый вперед", переложив штурвал немного левее. Когда капитан Андерсон поднялся на мостик, ярко освещенный борт Императрицы был уже слишком близко.

Экипаж Сторстада пытался переложить вину за столкновение на капитана Императрицы. Они утверждали, что не давали заднего хода, а их двигатели всегда работали на передний ход, но скорость лайнера была большой и он сам отошел от углевоза тем самым, обнажив пробоину в своем борту. Жена капитана Андерсона даже пыталась обвинить Кендалла в том, что он был пьян, но это обвинение мгновенно рассыпалось как несостоятельное.

Вердиктом суда, виновным в столкновении был признан старший помощник капитана углевоза Сторстад Тофтенес. Его вина заключалась в том, что он не вызвал на мостик капитана при значительном ухудшении видимости и без видимых причин изменил курс судна.
Схема крушения
Схема крушения
Уже на суде, в ходе допроса свидетелей, общественность узнала о том, как вел себя экипаж Императрицы Ирландии во время этой страшной трагедии. Действия команды вызвали восторг у людей.
Вот как об этом высказался один из многих свидетелей, пассажир первого класса англичанин Смарт: «Дисциплина на судне после столкновения была великолепной. Я никогда до этого не слышал, чтобы люди обращались друг к другу с такой заботой, как во время этого бедствия».
Спасательные средства на Императрице Ирландии оказались бесполезными в этом кораблекрушении. Из-за сильного крена практически все шлюпки с верхней палубы обрушились вниз, раздавив несчастных пассажиров. Оставшуюся часть шлюпок просто не удалось открепить от палубы, т.к. за годы эксплуатации лайнера множество слоев краски сделали талрепы неподвижными.

Несмотря на это экипаж до последней секунды помогал пассажирам покинуть борт тонущего корабля. Строго соблюдалось правило "сначала женщины и дети". Ни один офицер не покинул гибнущий лайнер, кроме капитана и его старшего помощника, которых смыло с палубы ударной волной после взрыва котлов. Пассажиры спасались по-разному. Одни сохранили жизнь ценой невероятных усилий и мучений от долгого пребывания в ледяной воде, другие попали в шлюпку, даже не замочив ног.
Так, например, было с «королевой» Шербрука Этель Патон. В ее каюту постучал стюард:

— Мадам, если вы хотите спасти вашу жизнь, пожалуйста, наденьте спасательный жилет и выходите на шлюпочную палубу.
— Успею ли я взять что-либо из своих вещей? — спросила Патон.
— Нет, мадам! — последовал ответ.— Нет, если хотите спасти свою жизнь.

Она зевнула и подала стюарду спасательный жилет, словно это было манто. Потом она надела на пальцы бриллиантовые кольца, взяла шубу и сумочку, где лежали маникюрные принадлежности и лорнет. Выйдя на палубу, Патон увидела, что поручни уже ушли в воду, и прямо с палубы тонущего лайнера вошла в шлюпку. Она улыбнулась офицеру, который подал ей из шлюпки руку. Патон доставили на борт "Storstad". На другой день из Римуски она отправила телеграмму брату — управляющему железной дороги. Тот не замедлил прислать за ней специальный поезд.
Нью Йорк Таймс о катастрофе
Нью Йорк Таймс о катастрофе
На углевозе Сторстад было всего четыре шлюпки, однако на них удалось спасти 338 человек. Позже экипаж углевоза на суде рассказывал, как жена капитана Андерсона раздала всю свою одежду замерзающим спасенным людям и изрезала все судовые скатерти и шторы, чтобы перевязывать раненных. Однако суд ответил, что с её стороны это был благородный поступок, но он не имеет никакого отношения к столкновению.

Излишнюю осторожность капитана Кендалла также указывали как одну из причин катастрофы. И все же виновным был признан старший помощник углевоза Сторстад. За это его лишили права судовождения на 2 года. Сам углевоз был просто конфискован канадскими властями, но уже через несколько месяцев, компания-владелец выкупила его за 175 000 долларов и поставила капитана Андерсона и помощника Тофтенеса на прежние должности. Судьба Сторстеда в итоге тоже оказалось недолгой и 8 марта 1917 года он был потоплен немецкой подводной лодкой.
Императрица на дне
Императрица на дне
Императрица Ирландии так и осталась лежать на дне Святого Лаврентия на глубине 40,5 метров в 5 милях от мыса Фазер. Сейчас место ее крушения отмечено красным светящимся буем. Неоднократно предпринимались попытки поднять ценности с борта лайнера, но они часто приводили к гибели водолазов. На берегу мыса Фазер Поинт похоронены жертвы этого страшного кораблекрушения, а в Торонто установлен памятный монумент жертвам крушения Императрицы Ирландии.
Монумент в Торонто
Монумент в Торонто
И в качестве послесловия. Для многочисленных комментаторов сразу оговорюсь, что лично меня на борту Императрицы не было, т.к. в таком случае мне было бы минимум 110 лет. Но это не делает эту историю менее реальной и интересной. Я читала об этом в множестве источников и постаралась пересказать ее для читателей максимально интересно. И, да, тут есть цитаты из книг. Не кусайтесь. Это нормально.

Если история вам понравилась, напишите об этом к в комментариях. Мне будет приятно и я буду знать, что доставила читателю удовольствие. Кроме того, есть еще более жуткие кораблекрушения о которых стоит рассказать. Например, история сгоревшего на ходу парохода Генерал Слокам. Хотите узнать, что с ним произошло?
Истории